Технология VoIP используется для передачи речевой информации между абонентами с использованием в качестве среды IP-сети.
При передаче голосовового трафика по сетям с коммутацией каналов оплата взымается в зависимости от протяженности канала связи, в то время как при использовании пакетных сетей, например, общедоступного Интернета, плата зависит от объема передаваемых данных.
Из вышесказанного вытекает первое преимущество технологии VoIP перед традиционной телефонией - экономическая эффективность.
В случае построения распределенной сети IP телефонии компании затраты на услуги связи значительно снижаются, стоимость звонка между офисами организации становится равной стоимости передаваемых голосовых данных и больше не зависит от удаленности офисов друг от друга. Заметим, что несмотря на то, что за телефонный трафик платит как абонент,инициирующий звонок, так и абонент, принимающий вызов, суммарная стоимость трафика существенно ниже, чем стоимость звонка по коммутируемым каналам связи, оплачиваемая одним абонентом.
Рассмотрим второе преимущество IP-телефонии. Мобильность. Многие компании решают задачу организации удаленных рабочих мест для сотрудников и поддержание связи с сотрудниками, часто находящихся в командировках. В этой области преимущество VoIP-телефонии еще более очевидны.
Передача голосового трафика через пакетные сети не зависит от местоположения абонента, благодаря чему удаленные сотрудники имеют возможность получить доступ ко всей функциональности офисной АТС даже если он находится в другом городе или стране.
Отдельным преимуществом для организаций, переходящих на VoIP телефонию будет возможность сохранять свой офис при переезде. Более того, гибкость данной технологии позволяет с минимальными затратами объединить в одном месте обработку телефонных звонков из разных регинов.
Хотя VoIP-телефония не стала доминирующей технологией на рынке связи, становится ясно, что рост ее популярности обусловлен существенными преимуществами перед существующей системой телефонии, которые в последнее время фактически не развиваются, все более уступая позиции на рынке.