Вот, наконец, и пришло долгожданное лето. А вместе с ним бесчисленные дачники выпустили своих железных коней из холодных зимних гаражей на просторы подмосковных трасс и дорог. На дачу мы везем рассаду, саженцы, садовый инвентарь, стройматериалы, а еще весь ненужный хлам, что мешает нам в квартирах. Домой мы едем с первым урожаем, стоим в бесконечных пробках. И кому при этом достается больше всего? Нам с вами? Ничуть! Поверьте, автомобиль напрягается больше. Он скрипит сжатыми до предела подвесками, он изнывает от жары не меньше нашего, ведь в пробках, да еще в жару, система охлаждения еле справляется со своими обязанностями. И именно в это время своему автомобилю стоит уделить особое внимание, устранить сезонные болячки. Тем более для этого сегодня существует большой выбор различного инструмента, призванного облегчить жизнь автолюбителя.
Лень, как известно, отличный двигатель технического прогресса. Вспомните, когда вы последний раз вставали с дивана, чтобы переключить канал телевизора? Возьмем обычный гаечный ключ с рожковым зевом. Казалось бы, что можно в нем совершенствовать? Но ведь при работе таким ключом его постоянно приходится переставлять, причем с достаточно большим ходом. Да и к старому крепежу такой ключ безжалостен, так и норовит слизать грани у изношенной гайки. В результате этих неудобств появился кольцевой 12?гранный зев. Такой ключ позволяет делать малые перемещения за счет в 2 раза большего количества граней, равномернее прикладывает нагрузку на крепеж. Но и он все же требует перестановки в процессе работы. В результате решения этой проблемы и появился объект нашего сегодняшнего теста: комбинированный ключ с трещоточным кольцевым зевом. С таким инструментом работа с крепежом превратилась в возвратно-поступательные движения ключом. Вот вам и технический прогресс!
Итак, пришло время представить наши тестовые образцы. К слову сказать, команда подобралась весьма достойная, все ключи как на подбор. У всех без исключения прекрасный внешний вид, очень высокое качество исполнения, словом, борьба обещает быть плотной. Для теста мы отобрали инструмент следующих марок: KAMASA-TOOLS, HANS, IKH, JONNESWEY, KABO, KING TONY, PROXXON, SATA, STENLEY, TENG TOOLS. Согласитесь, весьма именитые фирмы, большинство из которых известны вам по прошлым нашим публикациям. Но, как и во многих соревнованиях спортсмены выступают в разных весовых категориях, так и у нас 3 ключа выбились из общего стиля. Поэтому мы решили выделить их в отдельную группу. А дело вот в чем: все ключи имеют односторонний трещоточный механизм, то есть у них нет переключателя направления вращения, для изменения направления достаточно просто перевернуть ключ. Но ключи фирм PROXXON, TENG TOOLS и KAMASA-TOOLS имеют переключатель. У двух представленных конструкций есть как свои достоинства, так и недостатки. Ключи с односторонней трещоткой теоретически более прочные, так как не имеют ослабляющих механизм элементов. Но такие ключи лишены главного преимущества ключей с переключателем. Рукоятка последних находится под углом к кольцевому зеву. Пользоваться такими ключами удобней, особенно если крепеж расположен на плоскости.
Методика тестирования
Методика тестирования у нас прежняя. Первым делом устанавливается твердость в различных местах ключа, затем ключ нагружается до значения момента, указанного в российском ГОСТе для подобных ключей, и уже после этого инструмент доводится до разрушения. Остановимся подробней на этих этапах.
Итак, твердость. Твердость инструмента, как известно, является важным показателем долговечности и надежности, а по разбросу значений твердости в различных местах одного ключа можно судить о качестве и технологичности его производства. Твердость для каждого ключа измерялась в 7 точках. Три точки на открытом зеве, две на корпусе закрытого зева, одна на подвижном кольце механизма и одна точка на рукоятке. Испытания проводились по методу Роквелла внедрением алмазного конуса в металл ключа.
Далее проводилось нагружение ключей моментом, указанным в ГОСТе 2838?80. Для открытого зева момент равен 51,5 Н?м, для закрытого - 72,6 Н?м. После нагружения ключи осматривались на предмет полученных повреждений.
Завершением испытаний стало нагружение ключей до разрушения. С величинами разрушающих моментов вы можете ознакомиться в таблице. Итак, теперь о каждом ключе подробнее.
Итог
Вообще у российских сервисменов суще-ствует мнение, что кольцевые трещотки, подобные тем, что побывали у нас на испытаниях, - очень ненадежный и нежный инструмент. Но результаты, полученные нами из лаборатории, показали, что это не более чем миф, а мнение автослесарей часто обусловлено российским менталитетом, отвергающим любые нововведения. Все тестовые образцы оказались очень качественным инструментом с хорошей эргономикой, продуманной конструкцией. В основном все продемонстрировали значительное превышение разрушающего момента над требованиями ГОСТа. Чтобы довести ключ до разрушения в обычной эксплуатации, придется прикладывать нагрузку с помощью трубы или другого удлинителя, а моменты затяжки крепежа с размером 13 мм, как правило, этого не требуют. Поэтому по результатам нашего теста можно с высокой долей объективности судить о надежности и долговечности каждого ключа в каждодневной эксплуатации, а уж по удоб-ству работы ему трудно найти равных.